Карьера в Эм Си Арт: от разработчика пиксельных игр до тимлида
Как и почему решил стать разработчиком
Моя предыстория начинается с далекого детства. Когда у моего старшего брата появился компьютер, там были разные пиксельные игры. Мне было скучно играть в них, но было интересно, как их сделали. Брат в тот момент учился на технической специальности, и я у него спрашивал, как сделаны эти игры, и он стал меня немного обучать. Сначала я писал на Паскале различные игры, затем перешел на другие языки семейства С.
Спустя время я пошел в институт на заочное обучение и параллельно искал работу. Смотрел вакансии по программированию и встретил компанию, в которой было уже обучение на bitrix. За две недели обучился, сдал тесты. Это было легко, так как у меня был уже опыт (хоть и на других языках программирования). На мой взгляд, они все похожи, поэтому я быстро изучил PHP и стал выполнять боевые задачи.
Компания, в которую я устроился, занималась созданием и продвижением сайтов. Там я впервые увидел решение от Эм Си Арт, которое компания приобрела через Маркетплейс. На его основе я сделал другое — в общем, решение мне понравилось. Потом этот модуль повлиял на то, почему я оказался в Эм Си Арт.
Компания, в которой я работал, росла, и я делал более сложные решения на bitrix. Затем я ушел в другую компанию, долгое время работал там и дорос до тимлида. Затем там сменилось руководство и началась большая текучка кадров. Разработчиков становилось всё меньше — в конце концов я решил уйти оттуда и стать ИП. Было интересно, так как имел уже большой опыт, быстро и хорошо выполнял задачи, но столкнулся с проблемой поиска клиентов. У меня была целая команда, но прибыли было мало в связи с малым количеством клиентов.
Я решил закрыть ИП и пойти работать как разработчик, опубликовал резюме на HeadHunter — там и встретил вакансию от Эм Си Арт. Собственно, и вот я здесь :)
Про карьерное развитие
Мне здесь сразу понравилось. Коллектив оказался хорошим, меня всё устраивало — я был рад, что попал именно сюда. Здесь оказалось лучше в сравнении с тем, через что я уже успел пройти.
Изначально я был на позиции обычного разработчика. Затем коллеги увидели, что я умею, и помогли в развитии — так постепенно я дорос до тимлида в ПО5.
Проект в Эм Си Арт, который запомнился больше других
Проект для крупного ОЦО — с ним я и провел больше времени. Я люблю головоломки и загадки, а на проекте было много сложных задач, над которыми надо было хорошо подумать. Естественно, мне это нравится. Когда решаешь что-то такое большое, появляется чувство удовлетворения, радости — это очень классно! Ну и плюс все оценивают мой вклад нормально — не так, как было на предыдущем месте работы, где ты сделал работу и так и надо.
Мне нравится, что в Эм Си Арт есть дайджесты, где каждый отдел рассказывает о своих проектах. Когда вижу эти новости, становится приятно, что там упоминается проект, где я сделал большой вклад в развитие. Я понимаю, что всё было не зря, труд оценивается. Когда тебя хвалят, это всегда приятно.
О том, что нравится в Эм Си Арт
Во-первых, атмосфера. Я сравниваю с предыдущим местом работы: там мы постоянно бегали туда-сюда, была бесконечная нервотрепка. Здесь же, если горят дедлайны и начинаются нервы, то я всех стараюсь успокоить, начинаем работать нормально. На прошлом месте работы такое было невозможно сделать — становилось только хуже. Здесь все нормально относятся к таким моментам, мы стараемся ставить адекватные сроки и работать в более спокойной обстановке. Коллеги прислушиваются друг к другу, и все достаточно вежливы.
Во-вторых, у нас в компании очень много хороших разработчиков. С кем бы я ни общался, все оказались профессионалами. Если я чего-то не знаю, то могу обратиться в общем чате к коллегам и получу квалифицированный ответ. На прошлом месте работы я мог рассчитывать и надеяться только на себя.
Советы коллегам
Самый главный совет — не отчаиваться, даже если что-то не получается. Зачастую сначала необходимо приложить много усилий — если сделать это один раз, то в будущем всё будет получаться очень легко.
Если нападает депрессия или выгорание, значит, надо что-то поменять. Например, изменить рабочий уклад. В одно время у меня было выгорание из-за работы, так как я трудоголик — брал дополнительные проекты и работал без передышки. Долго продержаться в таком режиме нельзя.
Думать о том, что именно у тебя не получается и как это решить. Например, я каждый год узнаю что-то новое — не только в разработке, но и в жизни в целом, в менеджменте, в планировании дня. Приходит осознание, что если бы я это знал раньше, то многие проблемы меня уже обошли.
Раньше я не задумывался, как решить проблему и принимал ее как должное. Возникла сложность — «ну, ничего не поделаешь». Но нет, что-то с этим можно сделать, просто я так не думал. Поэтому не забывайте, что с каждой проблемой можно справиться, осталось только найти способ.
Стоит прислушиваться к словам других. На предыдущих местах работы я замечал, что некоторые разработчики (особенно высокого уровня) редко прислушиваются к советам коллег. Джун говорит, что надо сделать так, предлагает варианты, а старший разработчик от него отмахивается. Но в разработке есть очень много нюансов — решение, которое предложил разработчик высокого уровня, не всегда может работать, а джун может оказаться прав. На мой взгляд, просто надо слушать друг друга.
Последний совет: работать с тем, что нравится. Нравится PHP — работай с ним, нравится bitrix — работай с bitrix. Только так ты будешь счастлив в жизни.
Качества, которые помогли в развитии карьеры
Думаю, что всё благодаря упорному труду, сообразительности и большом объему прочитанного материала по программированию и менеджменту. Ну и конечно, помогает большой опыт в разработке. Опыт — это очень важно!
Об увлечениях вне работы
Как-то раз друг рассказал, как ездил на игру «Варкрафт» — и так красочно описывал, что мне тоже захотелось (к тому же анонсировали ролевую игру по Ведьмаку). Мы поехали туда с друзьями, нам раздали там игровые деньги — на них можно было покупать еду и напитки в таверне. В первый день мы сразу положили деньги в игровой банк, чтобы капали проценты :) Мы пошли ещё зарабатывать деньги: были наёмниками, обследовали местность, выполняли заказы. Было очень весело и интересно.
После этого моё желание играть в ролевые игры только укрепилось. Наверное, самая лучшая игра — та, в которой изначально я взял роль мелкого воришки, но впоследствии стал мэром города, обставляя дела за счет хитрости и обмана. Вот такое у меня увлечение :)
Другие публикации из рубрики «Карьера в Эм Си Арт»
История тимлида проектного офиса №1 →
История руководителя проектного офиса →
История руководителя отдела аналитики →
От неопытного менеджера до руководителя за 3 года →